Деятельность образовательной организации по повышению ценности семейного образа  жизни.

Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи на сегодняшний день, стали высокая занятость родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в ряде семей, отсутствие общих интересов.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании.

Семейные ценности — это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в октябре 2013 года и вступивший в силу с 01.01.2014 года ориентирует содержание образования на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Важно найти форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и развития детей. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель». В связи с этим возрастает актуальность новых подходов к процессу взаимодействия с семьями воспитанников на основе включения родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов, что и определяет специфику избранного нами направления. Наше дошкольное учреждение ведет активный поиск эффективных и современных форм работы с семьями воспитанников. Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья.

Традиционные семейные ценности.

Уважительное отношение к окружающим, уверенность в себе, умение преодолевать различные сложности в жизни – всему этому мы учимся у себя в семье. И то, какие качества и ценности заложили в нас родители, бабушки и дедушки во многом определяют наше будущее отношение к миру. Поэтому каждому человеку так важно знать главные семейные ценности, поддерживать традиции своих предков и создавать собственные.

Не зря говорят, что сила человека в его семье. Когда тебя окружают, родные любящие люди, готовые поддержать в любую минуту и прийти на помощь, всегда легче преодолевать трудности и с позитивом смотреть в будущее. Безусловно, в каждой семье свои устои и порядки, но еще издревле на Руси принято учить детей уважению старших, поддержке, взаимовыручке своих родных и следованию традициям.

Формирование семейных ценностей.

Знакомство с семейными ценностями начинается уже с малых лет. Видя на примере родителей, как они ведут себя в обществе и взаимодействуют между собой, малыш привыкает к такой модели поведения.

Прививать семейные ценности нужно через соблюдение традиций в семье. Всегда хорошо и уютно там, где домочадцы находят время пообщаться в теплой домашней атмосфере. Например, собравшись за ужином, все делятся интересными событиями, произошедшими с ними за день.

Семейные традиции.

Для каждого человека в копилке семейных ценностей содержаться различные понятия. Вырастая, он перенимает все традиции и устои именно от своих родителей. А затем, когда он взрослеет и создает собственную семью, то переносит эти ценности в свою новую создавшуюся ячейку общества. Поэтому преемственность правильных моральных и духовных принципов так важна для каждой семьи. Особенно в настоящее время, когда все реже соблюдаются исконно русские обычаи.

Начинать создавать собственные традиции нужно уже при рождении новой семьи и знакомить детей с домашними ценностями с детства. В качестве примера приведем несколько хороших семейных традиций:

  • Читать детям сказки перед сном. С этой замечательной традицией мы знакомимся еще в детстве. А потом с теплотой вспоминаем, как мама или бабушка рассказывали нам интересные истории и небылицы перед отправкой ко сну.
  • Собираться по праздникам в кругу семьи. Эта традиция объединяет и сплачивает целые поколения. И даже когда дети вырастают, они всегда спешат посетить родительский дом, и знают, что их там любят и ждут.
  • Общий труд. Все мы знаем, что труд объединяет. Именно поэтому испокон веков на Руси принято совместно возделывать земли и вести хозяйство. Конечно, в современных семьях культ возделывания земли и посадка огорода постепенно изживает себя. Но зато традиция приобретает новые формы. К примеру, появляются семейный бизнес.
  • Ведение семейного альбома. Каждый ребенок любит с интересом рассматривать фотографии своего детства и младенчества. Потому что в них сохраняется память, уют домашнего очага, и мы вспоминаем светлые и приятные моменты из прошлого. Первый День Рождения, поход в садик, школу, первые друзья и т.д.
  • Составление и ведение генеалогического дерева. Каждый человек должен знать свои корни. А для этого нужно интересоваться о своих предках, узнавать чем они занимались и как жили.
  • Семейный совет. Это очень хорошая семейная традиция помогает собрать всех членов семьи и обсудить важные вопросы. На нем обговаривается ситуация и принимается решение каким образом ее разрешить. Так дети учатся что нужно советоваться с домочадцами, а не принимать решения самостоятельно.
  • Совместный отдых и путешествия всей семьей. Для этого не обязательно даже каждый год ездить на море или летать за границу. Достаточно периодически выбираться в соседние города на экскурсии, чтобы посмотреть живописные уголки нашей родины или проводить отдых на природе.
  • Спортивный дух семьи. Для здоровья всех членов семьи важно поддерживать и прививать любовь к физической активности и спортивным играм. К примеру, заведите традицию каждый вечер совершать семейные пробежки, катание на роликах или устраивать велопрогулки по парку в тёплое время года. Прекрасным дополнением к этой традиции станет привычка здорового питания в семье.

Традиции – это всегда устоявшиеся обычаи, которые передаются по наследству. Но иногда в них нужно вносить собственные коррективы и дополнения. Каждая семья создает для себя собственные традиции. Главное чтобы они были приятными для всех родных и не приносили дискомфорт.

Главные семейные ценности.

Семейные ценности — это индивидуальные отличия одной семьи от другой, которые служат достоянием и гордостью для подрастающего поколения. Они содержат в себе историческую память о своих прародителях, традиции и обычаи семьи, наследственные и вновь созданные. Семейные ценности воспитываются с малых лет через рассказы о создании своей семьи, дополненной фотографиями, бережно хранящимися в семейном альбоме.

Для различных семей, ценности не всегда одинаковы. Но каждый из нас должен знать о тех главных принципах, которые способствуют укреплению и созданию дружной семьи.

  1. Любовь и верность. Важно, чтобы в семье царила атмосфера любви. Родителей к детям, а так же между мужем и женой. Нужно научиться выражать свои чувства, чтобы каждый знал и понимал свою значимость и нужность для своей семьи. Культ верности необходим, чтобы супруги уважали и дорожили чувствами друг друга, не предавая и не посвящая в свою личную жизнь посторонних. Согласно давним традициям брак – это нерушимый союз, основанный на сохранении веры и взаимной любви, а так же рождении и воспитании совместных детей.
  2. Поддержка и взаимовыручка. В трудную минуту всегда важно знать, что есть родные и близкие люди, которые всегда тебя выслушают, помогут или дадут совет.
  3. Уважение и почитание старших. Уже с детства мы приучаемся уважительно относиться к старшему поколению, помогая своим бабушкам и дедушкам, уступая место в транспорте и т.д.
  4. Ответственность. Приучая с малых лет детей к ответственности, мы способствуем их самостоятельности и пунктуальности. Эти качества очень помогают во взрослой жизни. Ведь ответственным людям гораздо проще общаться с окружающими, найти хорошую работу и обзавестись семьей.
  5. Трудолюбие. Помогая родителям по дому и приучаясь к семейным хлопотам, у детей вырабатывается положительное отношение к труду. Они чувствуют свою причастность и нужность сначала к своей семье, а затем и к обществу в целом. Если не заложить трудолюбие на ранних этапах развития ребенка, то он вряд ли научится этим качествам в будущем.

Формирование правильных семейных ценностей с детства позволяет сохранять и укреплять целые нации. Ведь наше единение происходит именно на схожих взглядах на жизнь и исконно русских традициях, которые заложены нашими далекими предками.

 

Повышение ценности семейного образа жизни, развитие духовно нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании (план мероприятий).

 

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок реализации мероприятия

Целевой индикатор, для достижения которого реализуется мероприятие

1

Общее родительское собрание «Приобщение детей к социокультурным ценностям, традициям общества и государства».

Зам. завед. по ВиМР

Апрель 2017

Развитие духовно-нравственных традиций в семье.

2

Распространение буклетов, консультации, индивид. беседы по темам:

«Семейная гармония», «Воспитание семьянина»,

«Гендерное воспитание дошкольника».

Воспитатели групп

В течение 2017 года

Повышение ценности семейного образа жизни.

3

Семейные клубы:

 «Рука в руке»

«Клуб заботливых отцов».

Кураторы клубов

В течение 2017 года, (2018 до 2025)

Реализация воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

4

Семейное творчество: «Профессии моих родителей»,

Воспитатели групп

Февраль 2017 года

Реализация воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

5

Фотовыставка «Моя семья».

Воспитатели групп

Июль 2017 года

Повышение ценности семейного образа жизни.

6

Совместный с МБУК «Городская библиотека» литературно-творческий проект «Семейные книжные слушания ВРЕМЯ ЧИТАТЬ ВСЛУХ».

Зам. завед. по ВиМР ,

методист МБУК «Городская библиотека

Февраль- ноябрь 2018 года

Повышение ценности семейного образа жизни.

7

Распространение буклетов, консультации, индивидуальные беседы.

Воспитатели групп

В течение 2018 года (до 2025 года)

Реализация воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

8

Общее родительское собрание «Счастлив тот, кто счастлив дома».

Зам. завед. по ВиМР

Ноябрь 2018 года

Повышение ценности семейного образа жизни.

9

День открытых дверей «День семейного общения».

Заведующий ДОУ, зам. завед. по ВиМР

Октябрь 2018 года

Реализация воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

10

Семейное творчество «Семья вместе, так и душа на месте».

Воспитатели групп

Июль 2018 года

Повышение ценности семейного образа жизни.

11

Совместные проекты «Семья и семейные традиции».

Воспитатели групп

Август – сентябрь 2018 года

Развитие духовно-нравственных традиций в семье.

12

Создание странички на сайте ДОУ «Цветок семейного счастья».

Администратор сайта

Декабрь 2018 года

Повышение ценности семейного образа жизни.

 

Информация о прошедших мероприятиях в рамках Года семьи в Республике Башкортостан  (2018 г).